РАССТРЕЛЯННЫЙ МУЗЫКАНТ (АЛЕКСАНДР АРАМОВИЧ)


В. Жаравин

В 1937 году органами НКВД было сфабриковано дело так называемой «Польской организации войсковой», по которому были осуждены десятки людей во многих городах России, в том числе и в Кирове. Среди проходивших по этому делу был и Александр Урбанович Арамович, преподаватель Кировской музыкальной школы № 1 и музыкального училища. В Государственном архиве социально-политической истории Кировской области хранится судебно-следственное дело А.У.Арамовича, из материалов которого можно узнать некоторые факты биографии этого музыканта.1

Александр Арамович (в центре) с ученикамиАлександр Арамович родился в 1898 году в г.Вильно (совр.Вильнюс) в семье дворянина, по национальности – поляк. По документам неизвестно, как он попал в Вятку, но в годы Первой мировой войны он уже учился в Вятском реальном училище. Его мать, Стефания Александровна, брат Ромуальд остались в Польше (Вильно до сентября 1939 года находился в Польше). Там же жили и все другие его родственники.

Как вспоминала преподавательница музыкальной школы Елизавета Ивановна Ергина, «это был несколько избалованный воспитанием человек. Дело в том, что Арамович был усыновлен музыкантом Герасимовым, который его очень любил».2 Константин Александрович Герасимов поселил Сашу у себя в доме по улице Царевской (дом И.А.Чарушина, совр. Свободы, 53, сейчас снесен). Стал учить его музыке. Ученик попался талантливый, и вскоре его заметили в музыкальном мире. Известный вятский музыкант Борис Кубланов, регулярно писавший в «Вятской речи» о музыкальной жизни Вятки, в том числе и о деятельности частной музыкальной школы К.А.Герасимова, можно сказать, проследил становление таланта Александра Арамовича. Обратимся к газетным страницам. Год 1915. Ученический концерт 14 ноября: «Из исполнителей выделялась своими очень заметными успехами средняя группа учениц и учеников: Смольянинова, Тизенгаузен, Бонч-Осмоловская, Домрачев и Арамович. Последние двое, находясь вечно в положении конкурентов, в описываемый вечер состязались в исполнении одного и того же концерта Герца. Исполнение это настолько было торжественно, настолько солидарно, что трудно сказать, кто лучше. Оба лучше».3

Год 1916. Ученический концерт 7 ноября: «Очень заметные успехи сделали во всех отношениях Арамович и Домрачев. У обоих большой, сильный, звучный удар и очень основательно заложенная техника. Оба они двигаются, сколько нам пришлось наблюдать, одинаковыми шагами, и, если можно так выразиться, параллельно друг другу, хотя в последнее время у них наблюдается некоторое расхождение и стремление к самостоятельности и собственной индивидуальности».4

Год 1917. Выпускной экзамен: «Кончали одни из более успевавших в школе Арамович и Домрачев. Молодые пианисты выступили с целым рядом пьес, требующих от исполнителей весьма серьезной подготовки, которая, должно сказать, оказалась в самом лучшем виде: чистота и отчетливость в пассажах, красивый, звучный удар, хороший музыкальный вкус. Данные эти таковы, что обеспечивают пианистам, несомненно, хорошую будущность… Из сыгранных пьес наиболее удались Арамовичу последняя часть Cismoll-ной сонаты Бетховена, конец концерта Мендельсона, исполненный, надо сказать, с большим увлечением и красивой звучностью».5

И вот выпускник школы Герасимова Александр Арамович выступает на концерте 28 октября 1917 года в помещении Мариинской женской гимназии: «Очень хорошо двинутая техника у одних и правильно развитый вкус у других, то чередуясь, то соединяясь между собой, давали слушателям испытывать музыкальное наслаждение. Особенно ярко в последнем смысле показал себя Арамович. У пианиста давно намечались хорошие задатки в технике (большой удар, довольно развития беглость), причем казалось, что дарование его пойдет только по этому пути, но в описываемый вечер молодой пианист весьма определенно показал и черты исполнения проникновенного. Ряд рахманиновских шедевров, требовавших весьма зрелого толкования, был исполнен им на редкость красивым, звучным ударом и с большим чувством меры. Такое исполнение Арамовича, несомненно, есть плод большой работы его учителя, давшее особенно ценное в этот раз доказательство плодотворности своей педагогической деятельности».6

Кроме выступлений на концертах, Александр Урбанович начинает работать преподавателем музыки. Однако, почувствовав недостаточность образования, он в 1922 году уезжает в Петроград в консерваторию, где учился в классе Л.В.Николаева.7 В период учебы у него произошло одно важное и тревожное событие: в 1924 году его пригласили в консульство Республики Польша и сообщили, что его мать жива и очень просит его приехать в Польшу. Наверно, не без колебаний Александр отказался, объясняя тем, что ему сначала надо закончить учебу. После окончания консерватории в 1928 году Арамович возвращается в Вятку и работает преподавателем по классу фортепьяно в музыкальной школе № 1, а позже еще и в музыкальном училище вплоть до своего ареста 28 мая 1938 года.

Елизавета Ивановна Ергина рассказывала: «Как педагог-музыкант Арамович ничем не выделялся среди других. Даже больше того, о нем складывалось мнение, что, кроме музыки, его ничего не интересует. Образно говоря, он как музыкант был «весь в руках».8

По своим взглядам, похоже, Александр Арамович был абсолютно советским человеком, верящим в светлое будущее и поддерживающим политику партии. В декабре 1933 года газета «Вятская правда» подвергла резкой критике музыкальную школу, обстановку в ней, отсутствие контроля за ходом учебы, слабую учебно-воспитательную работу. На критику надо было отвечать, и не случайно от коллектива школы в газете выступил именно Александр Урбанович Арамович, который рассказал, как обстоят дела с музыкальным образованием в Москве, где он побывал. Заканчивается статья почти патетически: «Разве не может так же работать Вятская музыкальная школа? Она должна так работать. Но пока здесь царит позорная кустарщина, здесь нет никакого учета и плановости, здесь нет социалистического соревнования, нет общественной работы, ребята учатся играть на рояле, но не знают теорию музыки, не знают советских композиторов. Пора покончить с этим позорищем. Директивы партии и правительства о повышении качества учебы относятся и к Вятской музыкальной школе. Эти директивы должны быть выполнены. Вятская музыкальная школа должна изменить свое лицо».9 Позднее на страницах «Вятской правды» появилась и еще одна статья о Вятской музыкальной школе Игоря Викентьевича Казенина, который сообщил, что статья Арамовича обсуждалась в коллективе школы, и критика была признана правильной.10

Преподаватель школы Иван Николаевич Афиногенов вспоминал, что, кроме работы в школе, «Арамович занимался частной практикой. В частности он преподавал музыку на дому детям секретаря обкома партии [А.Я.] Столяра. Может быть, поэтому среди других он отличался уверенностью в своем служебном положении».11

Не стоял Александр Арамович в стороне и от общественной работы. Он был избран председателем профсоюзного комитета музыкальной школы.

В личном плане в 1930-е годы у него тоже произошли изменения. Он по-прежнему жил в герасимовской квартире. Константин Александрович Герасимов умер, завещав все свое имущество Арамовичу. В марте 1937 года 38-летний Александр женился на Ираиде Дмитриевне Федосеевой 22 лет.

Все сломалось 22 мая 1938 года, когда Арамовича арестовали. Ему было предъявлено обвинение в том, что он «является участником группы антисоветской националистической шпионско-диверсионной организации так называемой Польской организации войсковой в городе Кирове».12 Фактически его арестовали за то, что он был поляком и имел родственников за границей. Этого, следовательно, было достаточно, чтобы считать его агентом польской разведки.

22 сентября 1938 года Особой Тройкой при УНКВД Кировской области Арамович Александр Урбанович был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 25 сентября 1938 года в 23 часа 10 минут.13 Жене Ираиде Дмитриевне сообщили, что Арамович приговорен к 10 годам лишения свободы без права переписки. Все вещи, принадлежавшие Александру Урбановичу, были конфискованы и проданы через комиссионный магазин. Известно, что его кресло было куплено соседом Евгением Ивановичем Чарушиным, а рояль фирмы «Бютнер» приобрела музыкальная школа.

Реабилитирован Александр Арамович был определением военного трибунала Уральского военного округа 12 марта 1957 года «за отсутствием состава преступления». К тому времени Ираида Дмитриевна уехала из Кирова, жила в Сталинграде, вышла снова замуж и носила фамилию Верещагина.

Хотя прошло уже более 60 лет после смерти Александра Урбановича Арамовича, ученики его не забыли. Например, в Москве сейчас проживает Ксения Геннадьевна Коркина, которая беспокоилась о том, реабилитировали ли ее учителя. В деле хранится ее письмо, написанное в 1998 году. А в Кирове его тепло вспоминает Ольга Викторовна Тинская, рассказывавшая о том, что в 1930-е годы Арамович часто организовывал и выступал на концертах, которые были событием в культурной жизни нашего города.



1ГАСПИ КО. Ф. Р-6799. Оп. 4. Д. 4599.
2Там же. Л. 65.
3Вятская речь. 1915. - 17 нояб. (№ 244). – С. 3.
4Там же. 1916. - 10 нояб. (№ 284). – С. 3.
5Там же. 1917. – 27 мая (№ 110). – С. 3.
6Там же. 1917. – 2 нояб. (№ 235). – С. 4.
7Преснецов Р. Арамович Александр Урбанович // Энциклопедия Земли Вятской. Откуда мы родом. Т.6. Знатные люди. Киров, 1996. – С. 23.
8ГАСПИ КО. Ф. Р-6799. Оп. 4. Д. 4599. Л. 64об.
9Арамович А. Кустарщина продолжает царить в музыкальной школе // Вят.правда. 1934. – 20 мая (№ 122). – С. 4.
10Иванов Г. Казенин И. Добить недооценку теории музыки // Вят. правда. 1934. – 21 июля (№ 166). – С. 2.
11ГАСПИ КО. Ф. Р-6799. Оп. 4. Д. 4599. Л. 63об.
12Там же. Л. 1.
13Там же. Л. 41.
Фотографии из личных фондов авторов, родственников репрессированных и фондов
КОГКУ «Государственный архив социально-политической истории Кировской области»
выберите язык: русский / polski / english