"Матерь Божья, смилуйся над нами...!"

В. Жаравин

Икона Ченстоховской Божией Матери. Образок, присланный о. Чеславом Грабовским для вятских католиковИстория ХХ века полна рассказами о трагических судьбах простых людей. Об одной из них можно узнать из документов ГОУ "Государственный архив социально-политической истории Кировской области" (ГАСПИ КО).

Бронислав Бахриновский родился в 1919 году в Польше в деревне Вереханы Томашев-Любельского повята Люблинского воеводства в семье печника. После окончания школы-семилетки и трехмесячных курсов печников он продолжил отцовскую традицию. Спокойная жизнь этой семьи, как и тысяч других, оборвалась в 1939 году с началом Второй Мировой войны. Родная деревня Бронислава оказалась на территории, отошедшей к Советскому Союзу, в Станиславской области (ныне Ивано-Франковская область Украины). В марте 1940 года в соответствии с решением бюро ЦК ВКП (б) на "освобожденных" землях Западной Украины и Западной Белоруссии была проведена операция по "чистке" территорий. Фактически, все польское население с этих территорий депортировалось в глубь СССР. По данным современных истриков, за 1940-1941 годы с этих областей было вывезено более 300 тысяч человек. Семья Бахриновских: отец – Владислав Янович, мать – Розалия, бабушка – Демицелия и дети: Бронислав, Владислав, Эдвард, Ян и Генифера – были выселены в спецпоселок Маромица Опаринского района Архангельской области (с 1941 года – Кировской).

Позднее Бронислав сочинил песню об этих днях:

“В субботу утром, когда люди еще спали,
до нашей польской деревни Советы в танках въехали.
Когда они туда приехали, приказывали,
чтобы до каждого дому подъехали.
Когда они подъехали,
начали оружие искать
и грозный приказ издали:
сейчас собираться. - сказали.
Когда люди собирались,
подводы для них дожидались,
и заплакали все. На подводы сажали,
а когда посадили, из домов брать ничего не разрешали
и до ближайшей станции подводами ехать приказали.
Когда туда приехали,
вагоны нас дожидали
и бедных людей, как скот, в вагоны загрузили
и на шурупы закрутили,
чтобы невиновные поляки из вагонов не убежали.
Гудок загудел, поезд скорым ходом тронулся.
и наша бедная семья со слезами уехала.
Прощайте, горы и долины.
Прощай, деревня любезна.
Прощайте, все знакомые.
Уезжаем в край незнанный.
Когда мы так ехали в Сибирь,
Вокруг нас были болезни. холод и голод.
Люди в вагонах подыхали”.
(перевод с польского)

Поселок Маромица. Рисунок Бронислава Бахриновского. 1940 г.Все спецпереселенцы стали работать на лесоповале в Маромицком леспромхозе. Работа была тяжелая, а кормили плохо. Обследование, проведенное в 1941 году при передаче спецпоселения из Архангельского в ведение Кировского УНКВД, показали: “В силу недостаточности хлеба, отсутствия овощей, жиров и др. продуктов питания получилось истощение, слабость у рабочих и заболеваемость авитаминозом, отсюда невыполнение норм и смертность (за 1 месяц 1941 года умерло 17 человек). ... Моральное состояние как взрослых, так и детей подавленное. Из-за плохого питания и недостатка хлеба население спецпоселка имеет истощение. На вопрос к детям школьного возраста,посещают ли они школу, дети отвечают: “Умирать можно и неграмотными”.

В таких условиях у людей была только одна надежда – на Бога. Молодежь собиралась в доме у Бахриновских, где Бронислав играл на скрипке и под эту музыку пели песни, текст одной из которых, посвященной Матери Марии, сохранился в архивных документах:

«Сердечная Матерь, которая о людях заботишься, смотри, как мы, дети Твои, ревем да плачем, и окажи милосердие Свое, смилуйся над нами.
До кого же бежать нам надо, если не до Тебя, у которой сердце, открытое каждому, кто в беде и нужде. Надо, чтобы на нас Бог разные наказания накладывал, потому что мы заслужили их. Но все же, когда Отец рассердится, счастлив, кто к Матери прибежит. Ты, Матерь Божья, имеешь за собой и Бога Отца, и Сына Христа, и легко Тебе их успокоить.
Для Тебя все Бог сделает, простит все наказания за наши нехорошие дела. Как Тебя не любить, хорошая Матерь, когда можно у Тебя всегда найти только защиту.
Спасай нас, спасай, дорогая Матерь, когда гнев Божий узришь. Укажи нож, какой в сердце Ты носила, когда сына Твоего на крест прибивали.
Из-за этих страданий, какие выдержала Ты около Христа, сына Твоего, Бог нам все простит, и не понесем наказаний, какие понести мы должны.
А когда Бог станет сердиться на нас, Ты укажи нам прямую дорогу в небо и разреши любить это заботливое сердце Твое".

Чеслава Куцуба - девушка из спецпоселка Маромица. Рис. Б. Бахриновского. 1940 г.Конечно, все мечтали о свободе, о ней тоже слагали песни:

“В кандалах сейчас наши руки, сегодня палка над нами, сердится враг, скоро придет конец нашей муки, ибо с нами Бог.
Нужда - не век, в гору влетает белый орел – польский герб. Перед его силой враг падет, мучительным гадам конец.
Бой тот будет последний – кровавый, кончится эта тьма, когда москаль последние свои силы опустит. Для Польши жизнь свою отдадим, последнюю кровь.
Отдыхай, польская жизнь. Польша вольна восстанет, еще силы накопится пуд. Погибнет кровавый Сталин, разобьет тебя польский народ”.
(перевод с польского)

За эти «контрреволюционные» песни Бронислав Бахриновский был арестован и 28 апреля 1941 года осужден на 7 лет лишения свободы по статье 58 п. 10 ч. 1 УК РСФСР «антисоветская пропаганда».

30 сентября 1941 года он был освобожден в связи с амнистией для польских граждан.

О дальнейшей судьбе ни его, ни его семьи почти ничего неизвестно. Мы знаем только, что его брат Ян умер в опаринской больнице. Можно только предположить, что Бахриновские вместе с другими поляками в 1946 году вернулись в Польшу.

Фотографии из личных фондов авторов, родственников репрессированных и фондов
КОГКУ «Государственный архив социально-политической истории Кировской области»
выберите язык: русский / polski / english