ПРОТОПРЕСВИТЕР ЛЕОНИД ФЕДОРОВ (4 ноября 1879-7 марта 1935)

В. Жаравин. Е. Чудиновских

Отец ЛеонидЭКЗАРХ РОССИЙСКОЙ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

Родился в г. Санкт-Петербурге. Отец его, из крестьян Ярославской губернии, содержал небольшой ресторан "Малоярославец", вскоре разорился и умер.

С восьми лет посещал частную школу Аккермана, а с 11 лет - 2-ю Петербургскую гимназию, которую окончил с золотой медалью.

В 1901 году поступил в православную Санкт-Петербургскую духовную академию. На втором курсе оставил ее и уехал в Рим с целью стать католиком.

31 июля 1902 года в римской церкви "del Gesu" произнес исповедание католической веры и был представлен Папе Льву XIII, который благословил его намерения и направил в недавно основанную семинарию "Leonianum" в Ананьи, в городке неподалеку от Рима.

В 1905 году, после окончания трехлетнего курса семинарии, успешно сдал докторский экзамен по философии, а через два года получил степень бакалавра богословия. Весной 1907 года перешел в коллегию ватиканской Конгрегации Пропаганды веры (так называлась тогда нынешняя Конгрегация евангелизации народов) на третий курс богословия.

Возвратясь в Рим 20 ноября 1907 года, посещал занятия в коллегии Пропаганды, но проучился чуть меньше года. С ноября 1908 года стал студентом богословия в Фрибурском университете Швейцарии. 18 июня 1909 года закончил его. Леонид принимал активное участие в Велеградских конгрессах, посвященных проблемам единства Церкви.

Первая поездка Федорова в Россию состоялась в январе 1910 года: он побывал в гг. Петербурге, Москве. В феврале 1911 года Федоров вновь посетил Россию. В северной столице по поручению своего духовного отца и наставника митрополита Львовского Андрея Шептицкого занимался делами русской католической общины, встречался с представителями католического духовенства.

22 марта 1911 года в г. Галатее около Стамбула, в церкви Пресвятой Троицы, болгарский католический епископ Михаил (Миров) рукоположил Леонида Федорова во диакона, а 25 марта - во священники.

Впервые в качестве католического священника он приехал в Петербург в ноябре 1911 года и пробыл до апреля 1912 года.

Молодой священник решил избрать монашеский путь, поэтому 20 мая 1912 года он прибыл в боснийское местечко Каменица (в 30 км от г. Баня-Лука), в недавно основанный там митрополитом Андреем Шептицким студитский монастырь. 12 февраля 1913 года Леонид Федоров стал рясофорным монахом с именем Леонтий.

В январе 1914 года митрополит Шептицкий вновь отправил его в Россию. В этот свой приезд большую часть времени он провел в Петербурге, но затем посетил гг. Москву, Нижний Новгород, Саратов и Рязань. Начало Первой Мировой войны застало Леонида Федорова в Константинополе, и с последним пароходом ему удалось переправиться в Одессу, а затем прибыть в Петроград. Через две недели после приезда в столицу был арестован и выслан под надзор полиции в г. Тобольск, где отбывал ссылку до февраля 1917 года.

Ко времени его приезда в Петрограде вновь открылась ранее опечатанная властями русская католическая церковь Сошествия Святого Духа, где Леонид Федоров совершил торжественные пасхальные богослужения.

11 июня 1917 года, в воскресенье Всех Святых, в актовом зале католической мужской гимназии при храме Св. Екатерины состоялось торжественное заседание Епархиального собора Российской Греко-Католической Церкви. При активном участии Леонида Федорова на соборе были выработаны особые "Постановления", в 68 пунктах которых излагалась программа Российской Греко-Католической Церкви, и закреплялись ее дисциплинарные нормы. Своим представителем - экзархом для всей России, за исключением Украины и Белоруссии, митрополит А. Шептицкий назначил Леонида Федорова с титулом митрофорного протопресвитера.

В 1923 году Л. Федоров – один из главных обвиняемых в процессе над католическим духовенством. Ему вменялось в вину, что он в 1918 году организовал протесты православного и католического духовенства против антицерковных мероприятий советской власти. Приговорен к 10 годам тюрьмы. После кратковременного содержания в московской Бутырской тюрьме вместе с другими осужденными католическими священниками был отправлен в Сокольническую тюрьму, а в сентябре 1923 года его перевели в Лефортовскую тюрьму. Освобожден 26 апреля 1926 года по ходатайству жены Максима Горького Екатерины Павловны Пешковой.

Поселился в г. Калуге, а с июня 1926 года – в г. Могилеве. 10 августа 1926 года вновь арестован, доставлен в Москву и помещен в Лубянскую тюрьму. 18 сентября постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ приговорен к трем годам концлагеря.

Отбывал наказание на Соловках, где на него были возложены обязанности сторожа и дворника. В лагере экзарх использовал всякую возможность для того, чтобы вдохнуть искру христианской надежды в сердца своих собратьев. Он не только проповедовал на богослужениях, тайно исповедовал монахинь и мирян, но и постоянно выступал с разнообразными докладами на "домашних" католических собраниях, порой разрешая острые и запутанные споры. Неугасимый темперамент проповедника и миссионера и в лагере давал ему новые силы в том деле, которому он посвятил всю свою жизнь, - в достижении взаимопонимания между католиками и православными.

9 августа 1929 года после трехлетнего заключения экзарха на Соловках, его отправили в ссылку: в небольшую деревушку Войпола в Архангельской области.

14 сентября 1930 года у экзарха провели обыск и арестовали за «агитацию личным примером». Он был доставлен в Архангельск, а потом направлен в Севитлаг ОГПУ на лесобиржу № 2. Он содержался в ужасающих условиях (спал на голой кровати даже без подушки и одеяла). Освобожден 30 декабря того же года. После этого экзарх отбывал ссылку в г. Котласе, куда прибыл 20 апреля 1931 года. Некоторое время он жил в бараках, а потом – в деревне Губино в 15 км от города. Как и ранее, в ссылке он старался регулярно совершать литургию. Заручившись поддержкой одной католички, бывшей сестрой милосердия в больнице и в пересыльных бараках, Леонид Федоров использовал всякую возможность, чтобы проникать в эти труднодоступные места и приносить Св. Дары ссыльным и заключенным католикам. Благодаря новому заступничеству Екатерины Пешковой, Л. Федоров был освобожден в ноябре 1933 года с запретом проживать в 12 крупных городах.

Своим новым местом жительства он выбрал Вятку. Прибыл туда в первых числах января 1934 года, поселился в доме заведующего железнодорожным складом Андрея Семеновича Калинина по улице Володарского, дом 172, квартира 4 (дом сохранился). В г. Вятке он установил связи с местными католиками, которые приходили к нему на квартиру поговорить о вере, Боге, сложностях жизни. Тихо и размеренно текла жизнь экзарха в этом доме, однако его силы были уже на исходе. В феврале 1935 года у него начался сильный кашель, но он уверял своих хозяев и посещавшего его доктора, что вскоре ему станет легче. Перелом в течении болезни наступил в начале марта 1935 года, буквально за три дня до кончины. Жизненные силы стремительно покидали Л. Федорова.

7 марта, около 11 часов утра, экзарх тихо скончался. О его смерти сообщили в Ленинград друзьям, и в г. Пермь о. Будрису. Однако на похороны никто не приехал. 10 марта, в воскресенье, после того как были выполнены все необходимые в таких случаях формальности, в 8 часов вечера, когда уже стало темнеть, семья Калининых похоронила тело Леонида Федорова на Хлыновском кладбище (могила не сохранилась)1.

Икона Блаженного ЛеонидаПозднее в квартире Иосифа Константиновича Соболевского состоялась поминальная месса по экзарху Федорову, которую совершил приехавший из Ленинграда ксендз о. Епифаний (Акулов).

Необходимо упомянуть об одном удивительном событии, о котором свидетельствуют разные источники. В один из дней с 7 по 10 марта, когда тело экзарха оставалось в доме Калининых, дети забыли закрыть дверь на улицу. Неожиданно в нее влетел голубь и, сделав три круга над телом покойного, вновь вылетел через ту же приоткрытую дверь. Те, кто находился в тот момент в доме Калининых и молился у тела экзарха, восприняли это событие как чудо. Впоследствии специальное сообщение об этом необычном эпизоде было переслано через католического епископа в Москве Пи-Эжена Неве в Рим.

27 июня 2001 года Леонид Федоров причислен к лику блаженных священномучеников Папой Иоанном-Павлом II в г. Львове, став первым среди католических мучеников России XX столетия, прославленных Церковью. Память блаженного священномученика Леонида Федорова отмечается Церковью латинского обряда в России 27 июня2.

О. ФРАНЦИСК

(БУДРИС ФРАНЦИСК ФРАНЦИСКОВИЧ, КСЕНДЗ)

Настоятель Александровского костела в г. Вятке (1921-1930)

Отец ФРАНЦИСК (в центре) с прихожанамиРодился 14 октября 1882 г. в Ковенской губернии (совр. Литва).

Окончив духовную семинарию в г.Санкт-Петербурге, в 1907 г. он был рукоположен во священники и начал служить в приходе г. Томска настоятелем храма и преподавателем Закона Божьего. В 1921 г. он был назначен деканом Уральского региона, то есть по своей должности он должен был охватить пастырской заботой все пустующие храмы Урала и части Западной Сибири. Он стал настоятелем приходов в Свердловске, Тюмени, Тобольске, Ишиме, Перми, Уфе и прилегающих к ним территорий, в том числе Вятской губернии.

Начиная с 1921 г., о. Франциск Будрис стал приезжать и проводить богослужения в Вятке. У него не было постоянной квартиры в городе, и он останавливался в домах прихожан. Чаще всего он жил на квартирах у Антона Рудобельского, известного вятского садовода, и врача Александра Гурко-Омелянского, членов приходского совета. Сначала о. Франциск приезжал в Вятку часто, примерно раз в три месяца. А потом, с 1926 г., только раз в год, но жил по месяцу. В 1930 г. вятские власти отказали о. Будрису в проведении служб, мотивируя тем, что он не живет постоянно в г.Вятке. Последний раз он приезжал в наш город в 1932 г. незадолго до закрытия костела.

Анкета Франциска Будриса. 1930 гИз немногочисленных сохранившихся свидетельств известно, что о. Франциск живо интересовался всеми делами вятского костела, с ним обсуждали проблемы благоустройства здания, много было разговоров о политике вятских властей, стремившихся правдами и неправдами закрыть костел. Франциск Францискович Будрис предложил организовать кружок, в который вошли бы все поляки, проживавшие в г.Вятке. Необходимость такого объединения он доказывал тем, что многие вятские поляки забыли свой родной язык. О. Франциск объяснял, что с помощью кружка полякам будет легче «сохранить свой нрав и обычай», Эту идею вятчане поддержали, и вновь созданный кружок назвали «Едность», что в переводе с польского означает «Единение».

После закрытия в 1933 г. вятского католического храма о. Франциск перестал приезжать в Вятку. Вслед за вятским закрыли костелы в Перми, Свердловске, других местах.. В то время он постоянно жил в г.Уфе, где храм еще действовал, лишь изредка выезжал по пастырским делам в близлежащую округу.

17 июня 1937 г. о. Франциск Будрис был арестован органами НКВД. Его арест был неслучаен. Репрессиям были подвергнуты все католические священники, служившие в СССР, тем более, что начиналась так называемая «польская операция» НКВД. В обвинительном заключении написано, что Будрис «как ксендз ездил по стране и создавал вокруг костелов, как центров, филиалы Польской организации войсковой», в первую очередь, привлекая религиозный костельский актив. Кроме этого, Франциск Будрис был обвинен в шпионаже и антисоветской пропаганде – всего по 4 пунктам 58-й статьи. 16 декабря 1937 г. расстрелян в г.Уфе. По делу Будриса проходило 189 человек. Аресты были проведены во всех городах, где он служил, в том числе и г. Кирове.

В 1958 г. Франциск Францискович Будрис реабилитирован.

В настоящее время представлен для причисления к лику святых.

О. МИХАИЛ

(ШТИЛЬ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ, КСЕНДЗ)

Настоятель Александровского костела в г. Вятке (1933)

Родился в 1893 г. в с. Пробуждение Екатеринославской губернии (ныне – Украина).

С 1914 г. служил в царской армии ротным писарем; с 1917 по 1925 г. был псаломщиком в с.Акоджа Евпаторийского уезда в Крыму, с 1925 по 1930 гг. был священником в костелах с. Казицкое и с. Урбач Республики Немцев Поволжья Нижневолжского края.

В 1930 г. осужден по ст. 58-10 сроком на 3 года. Освобожден с правом свободного проживания по всему СССР. В 1933 г. приехал в Вятку после освобождения из заключения в Ярославском политизоляторе.

В Государственном архиве Кировской области обнаружено письмо католической общины г. Вятки в горисполком с просьбой разрешения службы отцу Михаилу и анкета, заполненная лично М.М.Штилем. Судя по анкете, он служил с апреля по август 1933 г. и был последним настоятелем вятского костела до его закрытия3.

К сожалению, о дальнейшей судьбе М.М. Штиля неизвестно.

Его имя занесено в «Книгу Памяти. Мартиролог католической церкви в СССР» (М., 2000, с.259), но сведения о нем там обрываются сообщением об аресте в 1930 г.

О. ЭДУАРД

(ПРОФИТЛИХ ЭДУАРД ГОТЛИБ, АРХИЕПИСКОП)

Отец ЭдуардРодился 11 сентября 1890 г. в местности Бирресдорф в Германии. После гимназии учился в Трирской семинарии, а затем вступил в новициат у иезуитов.

26 марта 1922 г. рукоположен во диакона, а 27 августа 1922 г. - во священники. После основания Пием XI в 1922 г. Восточного Института, о. Эдуард заявил о своем желании готовиться к русской миссии.

С этой целью он был послан для дальнейшего обучения в Краков, где в 1923 г. защитил докторат по философии, а в 1924 г. - докторат по богословию.

В 1922-1925 гг. служил в г. Чеховице-Дзедице в Польше, в 1925-1928 гг. - народным миссионером в Ополе, где проводил реколлекции, а в 1928-1930 гг. был пастырем поляков в Гамбурге.

2 февраля 1930 г. о. Эдуард принес вечные обеты и 11 декабря того же года архиепископ Антониий Дзекини призвал его в качестве настоятеля храма Святых Апостолов Петра и Павла в Таллине.

11 мая 1931 г. назначен Апостольским Администратором и Эстония стала "особой Апостольской Администратурой Комиссии Pro Russia".

После подписания договора между Ватиканом и Эстонией 27 ноября 1936г. о Эдуард был назначен титулярным архиепископом Адрианополя и 27 декабря 1936 г. был хиротонисан во епископы.

13 июня 1941 г. началась депортация политических деятелей и духовных лиц в Сибирь. О. Эдуард был выслан в г.Киров4.

14 октября 1941 г. в Кирове ему было предъявлено обвинение в антисоветской агитации во время богослужений, в использовании религиозных предрассудков масс и клевете против советской власти и партии.

На допросе 21 ноября 1941 г. он показал: "Когда в Эстонии была введена советская власть, я к этому отнесся без радости, потому что я, как духовное лицо, знал, что советская власть выступает против религии и не допускает никакой свободы слова и религии.

Во время моих проповедей я призывал к тому, чтобы… думали про Церковь, каждый день молясь о том, чтобы была религиозная свобода. Я не считаю, что это является пропагандой, это — правда".

О. Эдуард был обвинен в том, что оказывал противозаконное содействие католическим церковнослужителям в выезде за границу. 21 ноября 1941 г. он был приговорен к смерти за контрреволюционную деятельность и агитацию в церкви.

Еп. Профитлих умер в Кировской тюрьме 22 февраля 1942 г. Реабилитирован посмертно.

На разных языках выпущено немало статей и книг, которые рассказывают о еп. Профитлихе. В некоторых из них его называют мучеником. Посвященная ему памятная таблица установлена в xpaме в Таллине. Около нее в 1993 г. молился Папа Иоанн Павел II.

В настоящее время идет процесс причисления о. Эдуарда к лику святых5.

О.ЧЕСЛАВ

(ГРАБСКИЙ РЫШАРД ЧЕСЛАВ, КАПЕЛЛАН)

Родился в 1910 г. в г.Гура Рава Мазовецкого уезда Варшавской губернии (ныне – Польша), поляк.

В 1929 г. вступил в орден капуцинов. Учился в Коллегиуме Св. Фиделиса в Ломже и в католическом университете в Люблине, в 1936 г. рукоположен во священники, служил в Ломже. С 1938 г. - эконом и профессор Коллегиума Св. Фиделиса, позднее викарий монастыря в Ломже. Оставался там во время советской оккупации. В 1940 г. задержан немецкими пограничниками при переходе новой границы СССР и Германии, отправлен на советскую территорию, где был арестован и отправлен в Белостокскую тюрьму. В мае 1941 г. сослан в г. Котлас Архангельской области, где после амнистии августа 1941 г6. служил в польской военной миссии капелланом.

Икона Остробрамской Божией МатериИкона Святого Анджея БоболыДокументально подтверждается, что в 1942 г. он приезжал в Мурашинский район Кировской области и г. Киров, проводил там богослужения и выполнял требы католиков. В Кирове службы шли в помещении польской базы на ул.Крестьянской (совр. Блюхера). Распространял образки с изображением святых и текстами малых молитв, напечатанные в Лондоне.

Арестован органами НКВД 23 августа 1942 г. 2 октября 1943 г. Особым совещанием НКВД СССР в г.Архангельске осужден на 15 лет ИТЛ с конфискацией имущества. Обвинялся по ст. 58-6, 11 УК в том, что «проводил активную шпионскую работу против СССР, используя для получения шпионских сведений польских и советских граждан». Отправлен в Воркутлаг7. 22 сентября 1955 г. освобожден и репатриирован в Польшу.

Реабилитирован 20 ноября 1956 г. определением № 360 Военного Трибунала Северного военного округа. Решение особого совещания было отменено и дело прекращено из-за отсутствия состава преступления.

С 1956 г. - настоятель монастыря капуцинов в Серпелицах. С 1970 г. - экономист монастыря в Варшаве. Умер в 1985 г. в Варшаве.

 

  1. В августе 1998 года В.К. Семибратовым (в то время редактором газеты «Вятский епархиальный вестник», ныне доцентом Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института) была записана беседа с В.А. Калининым (1920-2004), который рассказал о пребывании в г. Вятке Леонида Федорова следующее:

    «Отец В.А. Калинина Андрей Семёнович до самой своей смерти в 1940 году работал на железной дороге в «специальном магазине для железнодорожников». По предположению рассказчика, именно это обстоятельство и повлияло на то, что приехавшего в г. Вятку из г. Котласа Л. Федорова знакомые привели именно к ним. Скорее всего, причастным к этому является врач железнодорожной больницы И.Е. Молчанов (1885-1962), с которым ещё со времён его работы в Вожгальской земской больнице (в 1911-1915 гг.) была знакома жившая в тех местах мать В.А. Калинина Лидия Анемподистовна (умерла в 1974 году), помогавшая молодому доктору в оспопрививании.

    Калинины (в семье было трое детей: мальчик и две девочки) жили в двухкомнатной квартире на первом этаже полукаменного двухэтажного дома по адресу: ул. Володарского, 172, кв. 4. Из соседей к ним никто не заходил, чтобы побеседовать с новым жильцом, возможно, потому, что тот состоял на учёте в НКВД, куда ходил отмечаться. Вообще же по нездоровью квартиру экзарх покидал редко: когда ходил в расположенные неподалёку Южные бани (ныне - рядом с Центральным рынком) или посещал (чтобы «посовещаться») семью известных в городе Рудницких.

    Лидия Анемподистовна стирала, варила, убирала в комнате постояльца, который платил за квартиру «два ли, три ли рубля в месяц».

    Спал он на диване. На голове носил какую-то «шапочку». На улицу в холодное время выходил в пальто. В комнате был комод, на котором стоял «ящичек» с продуктами. С утра Леонид Федоров вставал, молился и обычно, подкладывая под себя резиновый круг, садился что-то писать «с разных божественных книг», которых у него «было немного», потом всё складывал в стопу.

    Все эти бумаги и другие вещи (в том числе карманные золотые часы) после смерти его увезли с собой приезжавшие из Москвы люди.

    Время от времени экзарх получал по линии Красного Креста посылки с продуктами и почтовые переводы (по словам рассказчика, «ему переводили золотые векселя, а русские деньги он берёг, какие-то книжки у него были для «Торгсина»).

    В «Торгсине», не жалея «иностранных денег» (видимо, долларов) Леонид Федоров покупал для Виктора гостинцы за то, что тот ставил ему банки: «Ну-ко, Виктор, поставь мне баночки!» Я баночки поставлю, он мне купит ну там конфет ли, чё ли». Иногда из-за нездоровья («часто побаливал») он посылал в «Торгсин» за покупками Лидию Анемподистовну («в книжечку напишет там сколько: рубль, два, три…»).

    В.А. Калинину памятна доброта экзарха, подкармливавшего жившего в квартире снегиря и голубей, которых летом держали в амбаре, а зимой на кухне. Один из этих голубей и залетал в квартиру, когда там лежало тело Леонида Федорова, отошедшего ко Господу 7 марта 1935 года».

  2. В основу жизнеописания положена книга, опубликованная итальянским издательством La casa di Matriona: Алексей Юдин. "Мы жертвы за схизму Востока…" Леонид Федоров: его жизнь и время" (Милан, 1999; на итал. яз.)и дополнений настоятеля Студитского монастыря г.Львова Теодора (Мартынюка).
  3. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 2. Д. 912. Л. 26-27об.
  4. После установления Советской власти в Эстонии в 1940 году началась массовая депортация «антисоветского элемента». Массовое выселение было произведено с 14 по 16 июня 1941 года. В списки выселяемых включались высшие правительственные чиновники, хозяйственные руководители, активные члены контрреволюционных националистических и антисоветских организаций, полицейские, тюремные надзиратели, а также их семьи. По данным историка Э.Лааси в июне 1941 года из Эстонии было выселено 10157 человек. Еще на вокзале семьи разлучали, мужчин помещали в специальные вагоны с литерой «А» и отправляли в лагеря, их жен и детей - в колхозы, совхозы, лесопункты Кировской и Новосибирской областей.
  5. По материалам статьи Бронислава Чаплицкого «Зерно из этой земли…» \\ Мученики католической церкви в России ХХ века. - СПб., 2002. – С.87-90.
  6. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1941 г. «Об амнистии польских граждан, находящихся под стражей».
  7. Воркутлаг - Воркутинский ИТЛ (Воркуто-Печорский ИТЛ, Воркутпечлаг, Воркутлаг, Воркутстрой), дислокация: Архангельская обл., Ненецкий н.ок., пос. Воркута, Коми АССР, Кожвинский р-н, г. Воркута.
  8. Камышлаг - Камышовый лагерь (Особый лагерь № 10, Особлаг № 10,
  9. Камышовлаг, Камышлаг), дислокация - Кемеровская обл., Мысковский р-н, пос. Ольжерас, пос. Междуречье.
  10. Степлаг - Степной лагерь (Особлаг № 4, Степлаг, Особый лагерь № 4, Степной ИТЛ), дислокация - Казахская ССР, г.Караганда, пос.Рудник, ст.Новорудная Карагандинской ж.д., Карагандинская обл., пос.Джезказган.
  11. Краслаг – Красноярский ИТЛ, дислокация - Красноярский кр., г.Канск, ст. Решоты.
  12. Дубравлаг - Дубравный лагерь (Особый лагерь № 3, Особлаг № 3, Дубравлаг, Дубравный ИТЛ), дислокация - Мордовская АССР, Зубово-Полянский р-н, пос. Явас.
Фотографии из личных фондов авторов, родственников репрессированных и фондов
КОГКУ «Государственный архив социально-политической истории Кировской области»
выберите язык: русский / polski / english