2.1. Начало оккупации – начало трагедии.
Теперь приступим к изучению уголовно-следственных дел.
Перед нами большая стопа из дел. Одни совсем тоненькие, а некоторые - даже в нескольких томах, но во всех - боль, страдания, надежда.
Каждый раз, открывая дело, мы испытывали волнение и тревогу, ведь нам представилась возможность заглянуть в историю, которой нет в наших учебниках.
Чтобы разобраться с поставленными задачами: как отразилась трагедия польского еврейства на конкретных человеческих судьбах, вернемся вместе с ними в далекий 1939 год, в Польшу, где практически все, чьи дела мы изучали, проживали.
Из протоколов допросов мы установили, что еврейское общество в Польше в целом жило неплохо. Большинство имело постоянный заработок: кто шил одежду, кто занимался починкой часов, обуви, кое-кто вел свой бизнес.
Многие учились в национальных еврейских школах, а, окончив их, посещали центры еврейской культуры, читали национальные газеты.
Молодое еврейское поколение входило в различные детские и юношеские еврейские организации.
На территории Польши действовала организация «Пшисобене войскова». Организация была создана по типу пионерской организации в СССР. Все, кто в нее входил, изучали стрелковое, санитарное, противовоздушное дело. Ее членом в годы учебы в ремесленной школе был, Иосиф Фауст. (Он родился в г. Тешин, в Чехословакии, но в 1938 году, эта территория отошла к Польше, поэтому мы его включили в наше исследование). Даже, в последствии оказавшись в изгнании, он носил на внутренней стороне лацкана пиджака значок этой организации.1
Действовала молодежная организация Югенд Бунд, которая являлась молодежным отделением партии Бунд. Членами этой организации могли быть дети в возрасте от 10 до 16 лет. Ребята, в том числе и Семен Небесский, вместе читали книги, пели песни, играли в шашки, шахматы, общались между собой. Летом занимались физкультурой.2
Одной из самых популярных организаций среди подрастающего поколения была скаутская организация «Хошамер-Хацаир» или «Юный страж». В этой организации уделяли большое внимание физическому развитию: дети занимались спортом, выезжали на природу, кроме того слушали лекции о еврейской истории и мечтали о самостоятельном еврейском государстве в Палестине, готовились к жизни там.3 Активным членом этой организации был Сруль Ломко. В его деле сохранились фотографии, на которых он запечатлен вместе с другими членами этой организации.4 Невозможно равнодушно смотреть на счастливые лица детей и подростков, зная, какая чудовищная трагедия их ожидает. Они еще не знают, что зарождающийся фашизм, поставит своей задачей полное уничтожение еврейского населения с лица земли, и выбраться из страшного ада предстоит не всем.
Внешне польское еврейство выглядело вполне нормальным обществом: взрослые трудятся, молодежь учится, развивается, отдыхает. Но как и в любом обществе были проблемы.
Несмотря на то, что польское правительство способствовало развитию еврейской культуры, считалось с двумя миллионами евреев, проживавшими на столь незначительной территории, В Польше отмечались и отдельные факты антисемитизма. «…Евреи не допускались до работы в государственные учреждения, молодежь не имела права поступать в высшие учебные заведения…». Это послужило поводом для вступления молодых людей постарше в различные сионистские организации, которые могли оказать содействие в выезде в Палестину. Среди них Калма Найфельд. Он вступил в молодежная организацию «Гордония», (организация руководствовалась идеями Гордона, одного из основателей еврейских поселений в Земле Обетованной), в которой молодым людям рассказывали о географии Палестины, о возможности выезда туда, о том, «… что там для евреев построены деревни, университет».5
С приходом немцев на территорию Польши евреям жить стало еще труднее, Как говорил Ицек Глюзберг, «почти невозможно, так как немцы нас везде и всюду презирали, били, заставляли подолгу работать, а денег за проделанную работу не давали».6 А в г. Згеш Люблинского воеводства всех евреев, работавших на текстильной фабрике, уволили, заставили выполнять «разные черные работы». По показаниям Герша Скурковского они «копали землю, мыли полы».7
Придя в город Влодава, немцы всех евреев «… арестовали и сутки держали в помещении местной синагоги. Через сутки освободили и заставили работать (чистить уборные, автомашины)…».8
Кроме того, что немцы не считались с евреями, ходили слухи, что в Польше будет создано гетто для евреев. В связи с накаляющейся обстановкой нарастало и напряжение в обществе.
Представители крупной еврейской буржуазии и богатая интеллигенция в конце сентября 1939 года в Варшаве, на собрании еврейской общины, пытались решить вопрос о взаимоотношениях с немецкими властями из-за начавшихся массовых притеснений евреев. На это собрание был приглашен и управляющий по сбыту на фабрике «Целлофан» Габриэль Гольштадт, так же оставшийся без работы после немецкой оккупации г. Варшавы. Но договориться не удалось, всех участников собрания немцы арестовали, и, продержав в тюрьме некоторое время, отпустили.9
Еврейское население с ужасом восприняло приход немцев на территорию Польши.
Впереди были годы, полные трагизма.