2.5. Арест. За что?
Польские евреи, волею судеб оказавшиеся вдали от родины и не познавшие «уроков» советского воспитания, не привыкли молча соглашаться с несправедливой действительностью, и поэтому в разговорах между собой они смело обсуждали и положение на фронтах, и политику советского государства, и высказывания вождей. На свою беду эти люди не могли понять, что их разговоры становились предметами доносов подслушивавших их квартирных хозяев или соседей по коммунальным квартирам.
О чем же таком криминальном велись разговоры? Все разговоры сводились к сравнению жизни в Польше и в СССР, и, к сожалению, не в пользу Советского Союза.
Вот как вспоминали, например, о жизни до прихода немецких оккупантов: « в Польше люди жили очень хорошо, особенно при руководстве Пилсудского. Никаких еврейских погромов не было, евреи в Польше жили хорошо, их никто не трогал».1
Еще до начала военных событий у многих польских граждан было положительное мнение о жизни в СССР, но, приехав сюда, они удивлялись горькой действительности: «здесь нет никаких условий для жизни»2; «в Советском Союзе население живет плохо, голодает, ничего из продуктов питания, одежды и обуви нет, а также ничего не было и до войны»3; население голодает: «нет продуктов, нет других товаров»4; кормят плохо: «… чем здесь кормят, то в Польше и свиньи есть не будут, … над рабочими правительство издевается…»5; «Советская власть все отбирает у колхозников, а рабочих насильно заставляет работать, за работу оплачивает дешево. … Власть издевается не только над своим народом, но и над польскими гражданами, проживающими в СССР…».6 Хочется привести полное отчаяния откровение Льва Геника: «… У вас даже хлеба нет, а работать заставляют много, я жил дома и не нуждался. У нас даже помещики и фабриканты кормили батраков лучше, чем у вас питается начальство. Кончится война, уеду в Польшу, У вас здесь с голоду пропадешь…».7
Голод, нищета, непосильные заработки усиливали тоску по родине и желание вернуться обратно - в родную Польшу. «За возвращение в Польшу отдал бы полжизни», - говорил Гирш Банашек.8
Под этими словами и словами Берко Гельтмана: «Я считал СССР не своим государством. Своим государством я считал буржуазную Польшу, которой я симпатизировал до дня моего ареста и держал намерение после войны возвратиться в Польшу»,9 подписался бы каждый из 39 евреев, оказавшихся на чужбине. Все они, мечтая возвратиться в Польшу, надеялись на восстановление в стране буржуазного строя, на сохранение независимости своей страны.
Они также мечтали и о еврейском государстве – Палестине, о хорошей жизни там, о том, что каждый будет работать сам на себя.10
Разве можно было вести себя так свободно, собираться вместе, обсуждать жизнь в Советской стране, хвалить буржуазную Польшу, а тем более - мечтать вернуться в эту страну? Они об этом не думали. Эти люди просто не понимали, как можно разговоры компании евреев называть агитацией против власти, и не считали себя врагами советского строя.
Однако им всем было предъявлено обвинение по ст. 58, п.10 – обвинение в антисоветской агитации:
четырнадцати человекам добавочно предъявили п.11 – участие в организации при совершении данного преступления;
семерым - п.14 – контрреволюционный саботаж;
троим - п.1а – разглашение сведений, не подлежащих оглашению;
двоим работникам делегатуры (Соломону Данковичу и Габриэлю Гольштадту) – п.6 – шпионаж против СССР.
одного – Шимона Финка, как имевшего польский паспорт, выдворили за пределы СССР.
Вне зависимости от признания или непризнания своей вины, они получили срок от 7 до 10 лет:
12 человек получили 7 лет ИТЛ (одному из них по кассационной жалобе наказание снизили до 5 лет);
9 человек – по 8 лет ИТЛ;
9 человек – «заслужили» по 10 лет ИТЛ;
пятерым дали по 5 лет лагерей.
Одного из 39 приговорили к высшей мере наказания. Это Соломон Данкович (приговор приведен в исполнение 27 декабря 1941г.) Для двоих евреев – Иосифа Фауста и Макса Вейстраха – все закончилось весьма благополучно: их дела были прекращены в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1941 года об амнистии польских граждан. Других сведений о них найти не удалось.
Сведения о месте отбывания наказания встречаются не во всех исследуемых делах, удалось установить, что это были Вятлаг ( Кировская область), Печерлаг (г. Печерск Коми АССР), Норильлаг (Красноярский край), Озерлаг ( Иркутская область).
Судьбы большинства осужденных нам неизвестны.
Лишь в одном уголовном деле нам удалось проследить дальнейшую судьбу одного из осужденных. Это Бронислав Гершонович Гитлин. Он полностью отбыл срок – 10 лет, в ноябре 1954 года был признан инвалидом 2-й группы и 15 декабря 1955 года репатриирован в Польшу, а оттуда выехал на постоянное место жительства в Израиль.11
Доподлинно известно, что Габриэль Игнатьевич Гольштадт 16 октября 1950 года умер в Озерлаге (ст. Тайшет Иркутской области) от истощения на почве туберкулеза.12 Совсем ничего неизвестно о 25 пострадавших евреях.